Первый народ тот, у которого лучше школы; если он не
первый сегодня, то будет первым завтра (из циркулярного Указа Святейшего
Синода Русской Православной Церкви духовенству, 1875 год).
Помнится,
лет в шесть все мои друзья-приятели с нетерпением стали ждать 1
сентября, чтобы наконец пойти в школу. И я не была исключением. Однако
мечтала прийти туда не ученицей, а учительницей. Школа стала моей
любимой игрой; доставалось всем: родителям, сестре, друзьям, но больше
всего – игрушкам. Они меня-учителя терпели беспрекословно. Приготовления
к игре были подобны ритуалу: на нос надевались очки, на стол
выкладывались «орудия труда» (красная ручка, книжки, журнал, сделанный
мамой), в руках оказывалась указка. Строгим голосом я здоровалась с
«учениками», хвалила куклу Машу – самую мою примерную воспитанницу,
бранила косолапого плюшевого Мишку (снова не выполнил задание) и,
конечно же, ставила оценки. Так и сложился в моём детском воображении
имидж (слова я такого ещё не знала) учителя. На носу – очки, в руках –
указка, под мышкой – журнал, строгий голос, редкая усталая улыбка: Мишка
всё-таки сумел получить «5» (такую улыбку я подсмотрела у мамы, она у
меня учительница).
Шли годы. Мне встречались разные учителя – одни были точным отражением моих детских представлений, другие кардинально отличались от них. Но со временем эти различия отошли понемногу на второй план: мы (ученики) стали ценить в своих учителях справедливость, принципиальность, доброту, чувство юмора, умение нас понимать, потом – уровень владения техникой (так «прикольно» было услышать из уст пожилой, на наш взгляд, Людмилы Петровны слова «флешка», «excel», «чат»).
Школа окончена, а решение неизменно: буду учителем. И вот я готовлюсь 1 сентября 2011 года переступить порог школы в этой роли. И теперь уже всерьёз задумываюсь, а каким должен быть имидж учителя новой школы – школы, помогающей своим ученикам сделать уверенный шаг в успешное будущее?
«Встречают по одёжке – провожают по уму». По-моему, эта пословица о том, что же такое имидж. «Одёжка» и ум, внешний вид и репутация – две грани одного понятия. Что касается «одёжки», я, конечно, давно поняла, что очки и указка не являются главным во внешнем виде учителя. Думаю, очень важно, чтобы человек, занимающийся формированием и развитием личности успешного человека, сам выглядел успешным. Выражаться это может во многом: культуре одежды («одежда и одевает, и открывает человека»), культуре поведения, культуре речи. А об «уме» (внутренней составляющей имиджа) очень точно в характеристике образовательной инициативы «Наша новая школа» сказал Д.И.Медведев: «Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы». Для имиджа педагога очень важны и деловые качества: профессиональная и социальная компетентность, пунктуальность, точность, ответственность, уважение к чужому труду. А ещё – потребность в самообразовании: в современном мире учителем может быть только тот человек, который сам постоянно учится, находится в курсе всего нового, понимая, что «невозможно ничему научить – можно только научиться». Не менее важен для педагога новой школы и стиль общения с учащимися. «Учитель тот, кто убивает страх. Учитель тот, кто утверждает радость». А возможно это лишь тогда, когда нет давления, отсутствует авторитарность, педагог нацелен на сотрудничество для решения главной задачи – создания у учащихся вдохновения от собственного успеха, развития творческой среды, способствующей, в том числе, выявлению особо одарённых ребят, их поддержке и сопровождению.
Кажется, всё просто: определённый внешний вид, набор необходимых внутренних качеств – и вот он имидж учителя новой школы. Так? Не совсем. Не менее всего этого важно, чтобы человек был на своём месте: любил детей, хотел их учить и с ними учиться и чувствовал себя в своей профессии абсолютно счастливым. Об этом писал ещё Л.Н.Толстой: «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным».
Шли годы. Мне встречались разные учителя – одни были точным отражением моих детских представлений, другие кардинально отличались от них. Но со временем эти различия отошли понемногу на второй план: мы (ученики) стали ценить в своих учителях справедливость, принципиальность, доброту, чувство юмора, умение нас понимать, потом – уровень владения техникой (так «прикольно» было услышать из уст пожилой, на наш взгляд, Людмилы Петровны слова «флешка», «excel», «чат»).
Школа окончена, а решение неизменно: буду учителем. И вот я готовлюсь 1 сентября 2011 года переступить порог школы в этой роли. И теперь уже всерьёз задумываюсь, а каким должен быть имидж учителя новой школы – школы, помогающей своим ученикам сделать уверенный шаг в успешное будущее?
«Встречают по одёжке – провожают по уму». По-моему, эта пословица о том, что же такое имидж. «Одёжка» и ум, внешний вид и репутация – две грани одного понятия. Что касается «одёжки», я, конечно, давно поняла, что очки и указка не являются главным во внешнем виде учителя. Думаю, очень важно, чтобы человек, занимающийся формированием и развитием личности успешного человека, сам выглядел успешным. Выражаться это может во многом: культуре одежды («одежда и одевает, и открывает человека»), культуре поведения, культуре речи. А об «уме» (внутренней составляющей имиджа) очень точно в характеристике образовательной инициативы «Наша новая школа» сказал Д.И.Медведев: «Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы». Для имиджа педагога очень важны и деловые качества: профессиональная и социальная компетентность, пунктуальность, точность, ответственность, уважение к чужому труду. А ещё – потребность в самообразовании: в современном мире учителем может быть только тот человек, который сам постоянно учится, находится в курсе всего нового, понимая, что «невозможно ничему научить – можно только научиться». Не менее важен для педагога новой школы и стиль общения с учащимися. «Учитель тот, кто убивает страх. Учитель тот, кто утверждает радость». А возможно это лишь тогда, когда нет давления, отсутствует авторитарность, педагог нацелен на сотрудничество для решения главной задачи – создания у учащихся вдохновения от собственного успеха, развития творческой среды, способствующей, в том числе, выявлению особо одарённых ребят, их поддержке и сопровождению.
Кажется, всё просто: определённый внешний вид, набор необходимых внутренних качеств – и вот он имидж учителя новой школы. Так? Не совсем. Не менее всего этого важно, чтобы человек был на своём месте: любил детей, хотел их учить и с ними учиться и чувствовал себя в своей профессии абсолютно счастливым. Об этом писал ещё Л.Н.Толстой: «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным».